Одной из
главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у
школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже
уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это
привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать
внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые
предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время
заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет
интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности
произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной
деятельности. Для того, чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
- Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.)
- Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания.
- Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней.
- Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
- Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание.
Упражнения для развития внимания
«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана. «Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета. «Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. «Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры. «Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. «Корректор» Оборудование: листы с крупным печатным текстом. Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К. «Летает - не летает» Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки. «Зеркало» Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями. «Да и нет» Ведущий говорит: - Да и нет не говорить, черное и белое не носить. Далее он начинает задавать вопросы, но которые игроки не должны овечать словами "да", "нет", "черное", "белое". Вопросы должны задаваться быстро. Проигравший становится ведущим. «Цифровая таблица» Оборудование: таблица с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25 Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры. Более сложный вариант - в таблицу с 25 клетками вписать цифры от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребенок должен показать все цифры, назвать их и заметить ошибки. При этом можно засечь время. В том случае, если ребенок не справляется с заданием, можно сделать для него таблицу из 9 клеток. «Вода и суша» Участники становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.
|